21 апреля в прокат выходит дебютный фильм Ладо Кватания, автора клипов Дельфина, Хаски и Оксимирона. Над «Казнью» работала та же производственная группа, которая представила зрителям «Уроки фарси" и "Петровы в гриппе". , а художник-режиссер Дмитрий Онищенко ранее снял невероятно успешный российский кинокомикс "Майор Гром: Чумной доктор".
В одном из своих интервью Кватания рассказал о своей любви к классическим фильмам ужасов, таким как «Молчание ягнят». Это объясняет, откуда режиссер «Казни» позаимствовал мрачные образы и атмосферу. Но не меньше Ладо ценит творчество Тарковского.
Их влияние можно увидеть в статичных кадрах, плавном эффекте камеры и постоянном использовании символики. При этом Тарковский, как известно, еще тот ужастик - кто не видел сцены из "Зеркала", где Маргарита Терехова моет голову, считайте, что настоящих ужастиков он не смотрел. Поэтому дань уважения его работе в «Расстреле» выглядит очень уместно.
Сходство с «Настоящим детективом» и американской готикой в СССР
В 1981 году Исса Давыдов, брутальный следователь по особо важным делам, расследует дело маньяка, зверски убивающего девушек. За плечами героя одна успешно раскрытая серия преступлений, но теперь задача намного сложнее. Следствие разваливается, а власти настойчиво требуют найти виновного, что Исса и делает.
Десять лет спустя в уже закрытом деле неожиданно объявляется новая жертва. За эти зверства два брата уже осуждены и приговорены к смертной казни, но показания девушки полностью разрушают предыдущую версию следствия. Теперь Давыдов должен как можно быстрее все исправить и найти настоящего маньяка.
Подобные истории зрители видели много раз. Но самая отчетливая ассоциация, которая приходит на ум, — это первый сезон «Настоящего детектива». Там двое сыщиков много лет спустя также вернулись к старому расследованию, параллельно пытаясь разобраться со своим непростым прошлым. Причем действие, как и у Кватании, происходило в разных временных пластах.
Кстати, «Настоящий детектив» считается одним из лучших образцов южной готики на экране. Снова напрашиваются параллели: ветхий дом как центр истории, атмосфера безысходности и запустения, обращение к социальным проблемам.
И вот что интересно. Авторы, сознательно или нет, перенесли истинно американский жанр в реалии Советского Союза. Но «Казнь» при этом не выглядит ни калькой, ни плагиатом. Наоборот, фильм воспринимается как интересный жанровый эксперимент.
Праздник для любителей реальных криминальных историй
Очевидную параллель можно провести с другим западным сериалом — «Охотник за разумом». Производственный проект Дэвида Финчера рассказывает о становлении науки о поведении серийных убийц в США. Только в Америке метод построения психологических профилей преступников - профайлинг - появился еще в 70-х годах, а в 80-х уже активно использовался. А в СССР все было иначе.
Идеология говорила, что маньяков не бывает. Их считали обычными преступниками, хотя серийных убийц в Союзе было не меньше, чем на Западе. И образы некоторых из них легли в основу фильма.
В облике Андрея Валиты безошибочно угадывается Чикатило, один из самых известных и страшных советских «сериалов». А вот с безымянным «шахматистом» все немного сложнее. Больше всего он похож на Анатолия Сливко, знаменитого пионера-душителя. Он носил звание заслуженного учителя, но при этом убил не менее семерых детей.
На то, что авторов вдохновил образ именно этого преступника, намекает зацикленность «шахматиста» на детской обуви и то, что он считает себя монстром. Сливко, при всей чудовищности своих деяний, тоже был довольно вдумчивым человеком и на протяжении всей жизни мучился совестью, подробно рассказывая о ней в своих дневниках.
«Казнь» не следует путать с настоящей хроникой преступлений, это в первую очередь художественный фильм. Но точно понравится любителям криминалистики, которые найдут в сюжете массу пересечений с реальностью и приятных пасхалок.
Вязкая атмосфера разложения и ужаса
В России уже были попытки поставить качественный нуарный детектив. Например, не так давно был сериал о поимке Андрея Чикатило, основанный на реальных событиях. Удивительно, но из столь многообещающего материала вышел не триллер, а фарс.
С другой стороны, как могло получиться иначе, если за созданием Чикатило стоял Сарик Андреасян, постоянный гость обзоров BadComedian, режиссер «Защитников», а также комедий «Беременная» и «Этот Карлосон!».
Ладо Кватания в каком-то смысле исправил ошибки авторов Чикатило, показав, что про советских маньяков можно снимать действительно пугающие и захватывающие истории. И для этого режиссер соединил детектив с социальным ужасом.
Сотрудники правоохранительных органов, которых трудно отличить от бандитов, следователь, психологически травмированный не меньше, чем разыскиваемый им убийца, — эти образы создают на экране плотную, липкую, галлюциногенную атмосферу нескончаемого кошмара. Фильм прямо пронизан чувством безысходности и тревоги.
«Исполнение» не идеально и местами немного неаккуратно. Иногда Кватания слишком увлекается символикой: например, сначала показывают флешбек, в котором умирает мать Иссы, одетая в красное платье. Через некоторое время начинается сцена знакомства главного героя с возлюбленной. И происходит это на фоне витража, изображающего женщину в алых одеждах, так что зрители обязательно поймут замысел автора: любовница олицетворяет для Иссы материнскую фигуру.
Но это все мелочи. Если есть возможность, посмотрите «Казнь» на большом экране, оно того стоит. Ведь фильм Кватании – провидца, набившего руку на клипах, – действительно получился потрясающе красивым.