Режиссер Мэтт Ривз, Бэтмен, режиссер Мэтт Ривз, переосмысливает историю легендарного супергероя 18 апреля на потоковом сервисе HBO Max.
В мировом прокате картина стартовала еще в начале марта — автор этого текста успел посмотреть фильм в день зарубежной премьеры. И сегодня известно, что «Бэтмена» успешно продвигают во многих странах: он уже заработал более 700 миллионов долларов.
Это, конечно, далеко не «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, забирающий миллиарды, но здесь отчасти из-за пандемии и общего падения проката. Но картина уже приближается к кассовым сборам «Бэтмена против Супермена».
При этом фильм Ривза получил отличные оценки как критиков, так и зрителей. На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes «Бэтмен» имеет более 85% положительных отзывов, а на IMDb — 8,3 балла. Только те же произведения Нолана имеют более высокие рейтинги.
Но это только сухие цифры. Главное, картина действительно заслуживает и рейтингов, и зрительского интереса, и всех ожиданий. Ведь новый «Бэтмен» разительно отличается от всех предыдущих экранизаций комиксов. И не только об этом персонаже, а о супергероях вообще.
Режиссер взял за основу классические нуарные детективы и триллеры, создав на экране максимально реалистичную обстановку. Увы, это привело к нескольким проблемам, но я хочу рассказать о них лишь вкратце. Ведь «Бэтмен» моментально затягивает.
Фильм передает атмосферу реалистичного триллера
Город Готэм наводнен преступностью, и босс мафии Кармине Фальконе (Джон Туртурро) фактически захватил всю власть. Но не только полиция следит за порядком. Миллионер Брюс Уэйн (Роберт Паттинсон) — наследник одной из богатейших семей — выходит ночью на улицы в костюме летучей мыши, за что получает имя Бэтмен. Он ловит грабителей, но что более важно, он внушает страх нарушителям закона.
Однако Уэйну предстоит столкнуться с новым противником. Маньяк, известный как Загадочник (Пол Дано), убивает представителей элиты, оставляя жертвам сообщения, адресованные Бэтмену. Вместе с комиссаром полиции Джеймсом Гордоном (Джеффри Райт) герой должен вычислить злодея.
Однако Уэйна отвлекает воровка Селина Кайл (Зои Кравиц), которая пытается найти пропавшую подругу. Это расследование приводит героев в клуб, принадлежащий мафии.
С конца 1980-х, когда вышел готический «Бэтмен» Тима Бёртона, каждый новый перезапуск истории объявлялся наиболее реалистичным переосмыслением персонажа. В нулевых Кристофер Нолан поместил Брюса Уэйна в более правдоподобную атмосферу современного мегаполиса. А Зак Снайдер в «Бэтмене против Супермена» показал знаменитого героя постаревшим и уставшим.
Казалось, что придумать что-то другое об этом персонаже практически невозможно. Однако Мэтт Ривз обновил историю Бэтмена. Все дело в том, что его картина больше похожа не на экранизацию комикса, а на необычное фэнтези на тему триллеров Дэвида Финчера, например "Зодиак".
Это заметно буквально с первого появления Загадочника. Те, кто помнит этого персонажа в ярком образе Джима Керри из "Бэтмен навсегда", будут поражены сменой образа. Теперь это очень правдоподобный злодей в наскоро сшитом костюме, который истязает и убивает своих жертв, транслируя все происходящее в интернет.
Да и Бэтмен, хоть и сохранил узнаваемый образ из комиксов, выглядит немного иначе. Его костюм представляет собой тяжелую броню, которая защищает героя, но в то же время отпугивает преступников. Он не использует фантастические приемы и часто расправляется со злодеями врукопашную.
Автомобиль героя — рычащий маслкар. А в расследованиях он чаще обращается к интеллекту, чем к физической силе — в предыдущих фильмах почему-то забыли, что Уэйн был еще и великим сыщиком.
Если подумать, в «Бэтмене» окончательно исчезла фантастическая и супергеройская составляющая. В фильме нет ни одной сцены или сюжетной линии, которые не могли бы произойти в обычном мире. Итак, Ривз добился своего – снял самый реалистичный фильм о Бэтмене.
Но главный герой выбивается из общей атмосферы
Несмотря на попытки сделать Бэтмена более правдоподобным, он все же слишком сильно выделяется среди всех других персонажей фильма. Даже Селина Кайл, она же Женщина-кошка, на этой картинке выглядит как простая воровка и носит забавную шляпу, закрывающую лицо.
И оказывается, что среди вполне реальных детективов и преступников есть человек в странном костюме. Как будто в «Зодиаке» вместо полицейского или журналиста вдруг появился супергерой.
Кроме того, поклонники комиксов могут пожаловаться на то, что в новой экранизации пропал контраст между Бэтменом и Брюсом Уэйном. В своей обычной жизни герой всегда выглядел полной противоположностью ночному образу: активный миллиардер и плейбой, управляющий бизнесом. Здесь Уэйн — сломленный и нелюдимый человек, страдающий от травм прошлого.
Но стоит признать: в отрыве от комиксов и предыдущих воплощений образ очень даже неплох. Более того, весь сюжет фильма с какого-то момента завязан на семейных проблемах Брюса и даже заставляет иначе взглянуть на его страдания.
Но истинная личность Уэйна раскрывается в совместных сценах с дворецким Альфредом. Энди Серкис добавил персонажу и иронии, и почти отцовской заботы, напомнив, что этот герой много лет воспитывал Брюса. Все-таки в предыдущих фильмах он был слишком похож на обычного помощника.
Нуарный детектив заменил экшен
Сразу стоит предупредить, что новый «Бэтмен» — не самый динамичный и бодрый фильм. Он длится почти три часа, за это время показаны лишь несколько экшн-сцен. И хотя они остроумны, но все же не поражают воображение.
Больше всего запомнилась борьба героя с группой преступников. Он был снят с использованием практических эффектов — то есть действие действительно происходило в темноте под вспышками выстрелов.
Но по большей части фильм сосредоточен на классических нуарных детективных историях о поиске преступников и противостоянии мафии. Такой подход позволяет лучше раскрыть эту линию. И чуть ли не впервые на экране комиссар Гордон становится человеком, действительно участвующим в расследованиях — даже в «Темном рыцаре» он все еще выглядел лишь прихвостнем Бэтмена.
Но лучше всего атмосфера нуара работает в истории Селины Кайл и разборках с мафией. Здесь авторы берут даже слишком стандартные сюжетные ходы, но интересно вплетают их в общую канву. К квесту Загадочника добавляется еще несколько вопросов, и развязка этой части может удивить.
И даже визуальный ряд «Бэтмена» больше отсылает к детективам и триллерам, чем к супергеройским боевикам. DC давно пичкают мрачными историями, но Ривз не просто делает экран темным, искусственно наживая страх — Готэм предстает воплощением серости и грязи, городом, вгоняющим в депрессию.
На кадрах видны очень тесные улицы и создается впечатление, что зритель шпионит за персонажами — похожие приемы использовал Тодд Филлипс в «Джокере».
Бэтмен наблюдает сверху за мрачным городом и ведет дневники, заставляя вспомнить то «Таксиста» Мартина Скорсезе, то «Хранителей» Снайдера. Он сам боится того, что происходит в Готэме, но в то же время внушает страх другим. Супергерой большую часть времени пытается понять, кто он сам в этом обществе и почему маньяк обращается именно к нему.
А Паттинсон еще раз напоминает, что любит драматические роли в стиле «Маяка» больше, чем бездумный боевик «Причина». Если судить по таким категориям, его Брюс Уэйн — самый травмированный персонаж из всех версий, показанных на больших экранах.
Но сюжет иногда разваливается
Как было сказано выше, картина длится почти три часа. Увы, нельзя сказать, что «Бэтмен» сохраняет ровный темп на протяжении всего времени выполнения. Самое странное — переключение между сюжетными линиями: они с самого начала задают главную тему — поиски Загадочника. Но после первой трети он почти на час становится фоном, уступая место другому сюжету.
Любовная линия между Брюсом и Селиной кажется просто отрезком времени. Между актерами существует отличная химия, но их диалоги, и особенно финальная сцена, кажутся происходящими из посредственных мелодрам.
И странным образом, при таком громоздком хронометраже в сюжете остаются совершенно нераскрытые герои. В первую очередь речь идет о том же Альфреде. Но еще более обидно за Пингвина, которого сыграл Колин Фаррелл.
Его рекламировали на всех афишах фильма, а авторы не раз хвастались великолепным гримом актера. Но в итоге кажется, что он нужен был только для рекламной кампании. По сюжету Пингвин — всего лишь комедийный и не слишком нужный персонаж, помогающий Фальконе.
«Бэтмен» Мэтта Ривза, возможно, не идеальный пример супергероя или даже нуара: у него есть проблемы с темпом и персонажами, а Брюс Уэйн иногда выглядит неуместно в своей собственной истории.
Но все же режиссер выбрал самую правильную тактику. Он не пытается конкурировать с предыдущими экранизациями, а придумывает новое кино — мрачное, но без нарочитой кровавости.
Фильм цепляет и даже пугает своей гнетущей атмосферой, реалистичностью злодеев и просто человеческой жестокостью. И даже Бэтмен здесь не жесткий борец с преступностью, а человек, справляющийся со своими травмами. Герой, которого заслуживает современный мир.