5 мая первые три серии «Лестницы» вышли в эфир на потоковом сервисе HBO Max. Сюжет основан на одноименном документальном проекте, вышедшем на французских каналах Canal+ и Netflix. А тот, в свою очередь, показал реальные события, потрясшие США.
Казалось бы, зачем нужна художественная версия событий, если можно увидеть оригинал? Более того, он снят круче многих детективов и триллеров. Однако создатель нового сериала Антонио Кампос («Дьявол всегда здесь»), лично снявший первые серии, сумел представить знакомую историю с необычной стороны, раскрыв как детективную составляющую, так и семейную драму. А заодно показал и обратную сторону съемок документального кино.
Детектив, основанный на странной истории
9 декабря 2001 года писатель Майкл Петерсон (Колин Ферт) в истерике звонит в службу 911 и сообщает, что его жена Кейтлин (Тони Коллетт) упала с лестницы и разбила себе голову. По словам мужа, на момент вызова она еще дышала, но к моменту приезда скорой уже умерла.
Однако полиция сразу считает, что за предполагаемой аварией кроется серьезное преступление. Петерсона обвиняют в убийстве, а прокурор начинает искать мотивы, ведь на самом деле семейная жизнь пары сложилась не очень счастливо. Вскоре на громкий судебный процесс обращают внимание французские документалисты и решают следить за происходящим.
Конечно, как такового детектива в «Лестнице» быть не может. Достаточно открыть одну из многочисленных статей в Интернете или посмотреть серию документальных фильмов, и сразу станет понятно, что же произошло на самом деле. Однако создателям проекта даже с такими входными данными удается неплохо запутать публику.
У них есть несколько способов. Во-первых, действие подается нелинейно. Даже вступительная сцена сразу показывает 2017 год, затем сюжет отбрасывается к происшествию, а затем фиксируются более ранние события, показывающие, что привело к трагедии. И на протяжении всего сериала история будет прыгать вперед и назад, что добавляет динамики и помогает заинтриговать зрителя.
А во-вторых, главные герои очень интересные. Во-первых, сама Кейтлин. В начальных эпизодах сразу несколько намёков на то, что она действительно могла случайно упасть с лестницы. Героиня регулярно пытается буквально покончить с собой: то спотыкается в том самом месте, где потом находят тело, то прыгает в бассейн и чуть не тонет, то чуть не травмируется на лестнице на чердак.
При этом поверить в искренние эмоции Петерсона очень легко – здесь прекрасно раскрывается талант Колина Ферта, главной звезды сериала. Его истерики в начале очень ярко контрастируют с его дальнейшим поведением, когда начинают раскрываться неприглядные подробности семейной жизни.
И как ни странно, даже зная развязку, в какой-то момент можно поймать себя на мысли, что все персонажи выглядят весьма неоднозначно. А на самом деле сюжет может пойти совсем по другому.
Ну а тем, кто не читал рассказ Петерсона и не смотрел сериал от Netflix, лучше начать с нуля.
Настоящая семейная драма
Тех, кому не хватает интриги, наверняка зацепит личностно-эмоциональная составляющая. Ведь «Лестница» — это не столько история о преступлении, сколько история об отношениях. И дело не только в Майкле и Кейтлин, хотя Ферт и Коллетт находятся в центре внимания каждой сцены, в которой они участвуют.
В действии также запечатлены эмоции их многочисленных родственников. У пары пятеро детей: Клейтон и Тодд (Дейн ДеХаан и Патрик Шварценеггер) – сыновья Майкла от первого брака, дочь Кейтлин, которую также зовут Кейтлин (Оливия ДеДжонг), но по-английски их имена пишутся по-разному, и две приемные девочки Маргарет и Марта (Софи Тернер и Одесса Янг). Кроме того, в деле участвуют папин брат Билл (Тим Гини) и мамина сестра Кэндис (Розмари ДеВитт).
Возможно, абзац выше даже поможет кому-то понять сюжет. Ведь поначалу обилие персонажей может сбить с толку. На Западе даже публикуются подробные статьи о генеалогическом древе Петерсонов.
После смерти Кейтлин все родственники оказываются в очень тяжелом положении. Сразу после трагедии они, конечно же, поддерживают Михаила, потому что убеждены в его невиновности. Но постепенно раскрываются все более и более странные подробности. И дело даже не в доказательствах, а в том, что Петерсон многое скрывал о своей жизни, а иногда и откровенно лгал своим близким.
С этого момента каждому предстоит выбирать: остаться на стороне родственника или заняться поисками истины. А переживания второстепенных персонажей порой бывают даже более захватывающими, чем противостояние сыщиков и адвоката, каждый из которых пытается представить наиболее стройную версию случившегося.
Деконструкция документальных фильмов
Но даже со всеми ингредиентами, перечисленными выше, «Лестница» могла бы просто выстроиться в ряд с большим количеством сериалов, основанных на реальных событиях — их было неприлично много за последние пару лет. годы.
Однако не стоит забывать, что не само событие прославило историю Петерсона, а сериал Нетфликс, благодаря которому зрители наблюдали за делом практически в режиме реального времени. И вот авторы выдуманной версии делают очень любопытный ход: они делают создателей документального фильма героями своего проекта.
С одной стороны, это просто желание отразить правду: раз Майкла снимали в реальности, то нужно показывать это и на экране. Но зато у создателей есть несколько интересных возможностей. Предложение становится более разнообразным. К разным временным линиям добавляется и субъективный взгляд: Петерсон и его родственники якобы показаны сквозь призму документальных фильмов, восстанавливающих реальные сцены.
Но еще интереснее то, что он позволяет рассказать о закулисье съемок подобных сериалов. Хорошо видно, что с камерами семья ведет себя совсем иначе, чем в замкнутом круге. Что якобы случайные кадры иногда пересняты по нескольку раз. Да и сами авторы документального фильма имеют свой взгляд на историю, хотя и стараются быть объективными. В этом плане сюжет еще раз подтверждает, что к популярному криминальному жанру сериалов и подкастов, где рассказываются реальные истории, следует относиться критически.
«Лестница» выглядит одним из самых сильных проектов с реальным фундаментом за последнее время. В сериале удачно сочетаются детективная и драматическая части: он позволяет актерам проявить свои таланты и смущает множеством сюжетных линий и двусмысленностью. И в то же время позволит тем, кто не любит документальные проекты, познакомиться с известной историей. После трех вступительных серий есть ощущение, что дальше будет только интереснее.