1 июля все восемь серий мини-сериала «Камера смертников» по одноименному роману Джека Карра вышли в эфир на стриминговом сервисе Amazon Prime. В первую очередь проект привлекает внимание продюсера Антуана Фукуа, лично снявшего первую серию. Этот автор известен по фильмам «Тренировочный день» и «Великий уравнитель». А главную роль в сериале сыграл Крис Пратт, знакомый всем по «Миру Юрского периода» и «Стражам Галактики».
Добавьте к этому, что сам Карр служил в спецназе, о котором он пишет (главный герой — частичное альтер-эго автора). Шоураннер Дэвид ДиДжильо работает над захватывающим «Странным ангелом». Казалось бы, с такими составляющими должен получиться отличный боевик.
Но что-то пошло не так. «Камера смертников» в первых двух сериях интригует необычным сюжетом. Но только для того, чтобы потом разочаровать самой очевидной и банальной развязкой.
Интрига превращается в скуку
Капитан-лейтенант Джеймс Риз (Крис Пратт) возглавляет отряд морских котиков. Их отправляют на особое задание, но команда попадает в засаду. Все военные погибают, кроме самого Риза и еще одного офицера — Виккерса (Джаред Шоу). После провала миссии последний отправляется в США с телами своих товарищей, а затем якобы совершает самоубийство.
Но главный герой уверен, что и засада, и смерть Виккерса — результат заговора. Вот только проблема - Риз получил травму головы, он путает последовательность событий, а иногда даже видит мертвых людей. Поэтому военные и медики считают, что офицер все выдумал.
Первые две серии «Списка смерти» — лучшие в сериале. И чем меньше вы знаете об этом проекте, тем интереснее его смотреть. Все начинается с классического боевика о спецназе. Затем атмосфера резко меняется. И как только покажется, что все слишком просто и это традиционный детектив, история снова перевернется.
Сама идея ненадежного рассказчика, чьи проблемы с памятью связаны с посттравматическим стрессовым расстройством, может сделать «Камеру смертников» почти похожей на «Лестницу Иакова», если только без мистики. Ну или хотя бы в «Тайное окно». Ведь с определенного момента возникает подозрение, что Риз не просто путает мысли. Он опасен и сам становится главным подозреваемым.
Но тогда авторы сериала просто отказываются от самой мощной и спорной идеи. Уже с третьего эпизода субъективное восприятие героя отходит на второй план, и зритель узнает, что происходит на самом деле. С этого момента параноидальный триллер об играх разума превращается в обычный детективный триллер. Который, увы, не блещет оригинальностью.
По традиции у главного героя стандартный набор помощников: близкий и очень крутой друг, который всегда придет на помощь, честный журналист, с которым они не ладят. Вместе они пытаются докопаться до истины. Хотя следить за персонажами не очень интересно: для тех, кто посмотрел хотя бы несколько таких фильмов, ответ ясен практически с самого начала.
Однако бывает еще хуже. К концу даже последние интриги остаются лишь фоном. В центре сюжета как раз история мести.
Возможно, «Список смерти» смотрелся бы гораздо лучше в формате полнометражного фильма от того же Антуана Фукуа. Даже подобный сюжет, уложенный в два часа динамичного повествования, а не в восьмичасовые серии, уж точно не успел бы утомить. В реальности с каждой серией смотреть за происходящим становится все скучнее.
Идеи и мораль устарели
Amazon Prime уже зарекомендовала себя среди поклонников крутых парней и миссионеров. С 2018 года на платформе со стабильным успехом выходит «Джек Райан» по книгам Тома Клэнси, недавно к ней добавился «Ричер» по произведениям Ли Чайлда. Да и Крис Пратт уже появился на службе в фантастическом боевике «Война будущего».
Однако даже на фоне всех этих проектов «Список смерти» выглядит просто устаревшим. В том же «Джеке Райане», в отличие от предыдущих экранизаций Клэнси, главного героя сделали проще: в первом сезоне он только начинает работать полевым агентом. «Ричер» и вовсе радует нетоксичной мужественностью: огромный главный герой не полагается только на силу и порой чувствует себя неловко от своего устрашающего вида.
Но создатели «Списка смертников» как будто ориентировались на боевиков восьмидесятых годов. У героя Криса Пратта нет ни капли сомнения в своей правоте, в какой-то момент он скажет: «Я — справедливость». При каждом удобном случае Риз хватает пистолет и сначала стреляет, а потом задает вопросы.
Возможно, актер хотел отойти от уже знакомого всем амплуа: во всех своих известных ролях Пратт хоть и спасает мир и борется со злодеями, но в то же время развлекает зрителя комичными сценами. Теперь он играет самого крутого коммандос, какого только можно вообразить. Но персонаж выглядит так же неправдоподобно, как и гротескные герои «Коммандос» и «Неуязвимых».
Хотя в этом плане классические боевики со Шварценеггером смотрятся даже лучше. Добро и зло в них четко разделены: есть бандиты, а есть хорошие, крутые военные. Да и адреналина в них в разы больше. «Список смерти» нацелен на более амбициозные, но совершенно банальные идеи: власть предержащие всегда коррумпированы и не ценят жизни людей, а расправиться с мерзавцами можно только силой.
Визуальные эффекты слишком темные
Есть много проектов, которым подходят холодные тона в картине. Достаточно вспомнить «Озарк» с его серо-голубым фильтром или немецкую «Темноту». И, похоже, создатели «Списка смертников» решили, что жестокая история о мести станет бледной и мрачной. Но в большинстве сцен просто сделали визуал неадекватно темным, изредка разбавляя его какими-то интересными решениями.
Стриптиз-клуб будет оформлен в традиционных красных тонах, а дом одного из злодеев будет освещен теплым желтым светом от огня. Но в большинстве случаев экран просто темный, на котором сложно что-либо разглядеть. Проблема достигает своего апофеоза ближе к концу, когда персонаж Пратта пробирается ночью, одетый во все черное и с перемазанным краской лицом. Да, это правдоподобно, спецназ действительно так делает, чтобы военных было сложнее заметить. Вот только зритель не жертва, ему просто нужно увидеть героя.
Обидно, но по "Списку смертников" мог бы получиться хороший фильм или даже сериал. Но почему-то сами авторы отказались от интригующей идеи, которую они ввели в начале, и превратили сюжет в набор банальных элементов в сочетании с тупой жестокостью. Наверное, таким историям стоило остаться в восьмидесятых.