В середине июля стриминговая платформа Netflix выпустила экранизацию «Разума» — последнего романа английской писательницы Джейн Остин, опубликованного уже после ее смерти в 1817 году. Увы, «Причины разума», несмотря на целых четыре телевизионные версии, могли не добились популярности другие произведения Остин — «Гордость и предубеждение» или «Эмма». Как правило, экранизациями книги занимались малоизвестные британские режиссеры, такие как Адриан Шергольд (Корделия) или Роджер Мичелл (Ноттинг Хилл), поэтому эти фильмы так и не вышли за пределы родных британских экранов.

Впрочем, и другим экранизациям Остин тоже не особо повезло: маститым голливудским режиссерам вроде Джо Райта текст англичанки был совершенно чужд — это видно по его весьма вольной экранизации той же «Гордости и предубеждения» с Кирой Найтли. . Картина сохранила сюжет оригинала, но потеряла большую часть очарования «остинской» прозы. Зрители искренне полюбили фильм, но настоящим хитом он так и не стал. То же самое можно сказать и о тихой драме Энга Ли «Разум и чувства» — произведении хоть и оскароносном, но объективно затерянном в прошлом.

И все же, после теплого приема Эммы дебютанткой Отэм де Уайлд и оглушительного успеха «Бриджертонов», голливудские мэтры вновь обратили свое внимание на творчество Остин, заметив роман, который меньше других был в центре внимания. Неудивительно, что именно Netflix взялся за адаптацию Persuasion, потокового сервиса, во многом сделавшего себе имя на успешных (и не очень) экранизациях («Будка поцелуев», «Тетрадь смерти», «Всем парням, которых я любила», Ведьмак», «Энола Холмс»).

Хит стриминга, костюмированная мелодрама «Бриджертоны», повествующая о придворных интригах эпохи Регентства, также основана на известном американском литературном сериале «Джулия Куинн». Одним из главных достоинств сериала считался так называемый слепой кастинг — иными словами, на роли английских аристократов могли взяться актеры абсолютно любой национальности. Таким образом, сериал о Шонде Раймс не только прославлял американскую мечту о демократии и равенстве, но и открывал новые возможности для расовых меньшинств.

В случае с «Убеждением» Netflix решил не отказываться от действенной формулы успеха, применив тот же слепой кастинг — иными словами, нескольких главных героев сыграли актеры афроамериканского и даже азиатского происхождения.

Главная героиня фильма — 27-летняя Энн Эллиот (Дакота Джонсон) — средняя сестра в уважаемом семействе Эллиотов, которая когда-то отвергла своего близкого сердцем жениха Фредерика Уонсворта (Космо Джарвис), поддавшись тем самым «соображениям причина". Вансворт не был знатного происхождения, он также не мог похвастаться солидным счетом в банке. Семья Эллиот считала его недостойным кандидатом, и Энн была вынуждена с ними согласиться. Через семь лет после разрыва пути Энн и Фредерики снова пересеклись — за это время героиня так и не смогла найти новую любовь и окончательно превратилась в старую деву. Вансворт, напротив, дослужился до капитана и получил высокий статус в приличном обществе.

Создатели убеждения читают роман Остин между строк

Как и «Гордость и предубеждение» Джо Райта, «Убеждение» от Netflix вряд ли можно назвать типичной экранизацией. Да, сюжет фильма следует букве оригинала, но на этом сходство заканчивается.

Рассуждение начинается с того, что незамужняя молодая женщина Энн Эллиот прячется от самодовольных родственников в собственной комнате и проводит вечер в компании с бутылкой любимого вина — звучит знакомо, не правда ли? Пока один глоток сменяется другим, мысли героини о собственной несчастной судьбе становятся только горькими и саркастическими. По большому счету Энн говорит устами самой Джейн Остин, которая неоднократно насмехалась над манерными британскими аристократками, но делала это не вызывающе, а завуалированно — как и положено истинной светской даме.

Режиссер «Убеждения», театральный режиссер Кэрри Крэкнелл отбрасывает все эти условности, позволяя своей героине делать то, что Остин боялась сказать или просто не могла сказать, ведь она жила в обществе, где лицемерие и трехэтажные интриги ценились выше честности и прямота. Таким образом, Крэкнелл дала пострадавшему от цензуры своего времени тексту писательницы долгожданный релиз.

Герои «Разума» наделены современным сознанием

Можно с уверенностью сказать, что в «Аргументах разума» правит бал старая добрая рефлексия. Не только Энн, но и Фредерик, а также некоторые другие члены семьи Эллиот карикатурно переосмысливают свою жизнь, пассивно-агрессивно высмеивая собственную роль в фильме и даже историческую эпоху. Такое осознание более свойственно людям 21 века, а не позапрошлого века. Парадоксально, но таким образом чопорные британцы становятся более понятными и привлекательными для современной публики.

В конце концов, вопросы чести, достоинства, предрассудков и любви, с которыми сталкиваются герои бессмертных произведений Остин, универсальны для любого человеческого сознания, независимо от периода его существования. Времена меняются, но экзистенциальный кризис еще никто не отменял.

Изменился только язык повествования. Но язык, как правило, развивается вместе с самим обществом. И хотя диалог «Убеждения» изобилует американскими идиомами типа «Ему десять!», больше подходящими для переписки Tinder, чем для британской классики, это нисколько не унижает ветхозаветный язык романа. Наоборот, добавляет жизни.

Reason — это попытка Netflix создать новую «Дрянь»

Внезапная манера главной героини фильма ломать четвертую стену и напрямую общаться со зрителем, видимо, была позаимствована у создательницы британского сериала «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж. В свое время история тридцатилетнего неудачника из Лондона, совершающего морально сомнительные и вообще не самые благородные поступки, стала настоящим телевизионным феноменом, собрав целую плеяду кинематографических наград.

В отличие от экстравагантной героини Уоллер Бридж, персонаж Дакоты Джонсон — порядочная дама, но не лишенная собственных внутренних демонов. Удивительно, но игривые подмигивания и сдержанные ухмылки Энн содержат столько же полутонов сарказма, сколько и резкие и демонстративные атаки Флибэг.

Cracknell определенно не пытался извлечь выгоду из успеха Fleabag. Наоборот, режиссер недвусмысленно показал, что жители Лондона прошлого и Лондона настоящего могут быть поразительно похожи. Главное – установить правильную направленность восприятия и, по заветам самой Остин, отбросить все ложные стереотипы.

Такой прием делает «Убеждение» фильмом не столько постмодернистским, сколько интертекстуальным, говорящим со зрителем сразу на нескольких смысловых уровнях. И это, пожалуй, главное достоинство экранизации Нетфликс, увы, осталось незамеченным большинством западных, да что уж там, российских кинокритиков.

Откровенно говоря, пресса буквально громила фильм — критики не оценили не только вольную трактовку создателей романа, но и злополучный слепой кастинг, который так расхвалили в Бриджертонах. Видимо, то, что доступно женским романам Джулии Куинн, оказалось абсолютно неприемлемым для творчества Джейн Остин. Кто-то назовет это двойными стандартами, кто-то посчитает данью классике. По сути, здесь работает принцип «каждому свое»: те, кто гоняется за накрахмаленными фраками и навязчивыми взглядами из-под веера, всегда могут включить одну из четырех предыдущих экранизаций «Убеждения», где язык оригинала преобладает над формой. художественного повествования.

Остальным стоит дать шанс смелой, пусть и ругаемой со всех сторон, нетфликсовской версии романа, которая не пытается изобретать велосипед, а делает все возможное, чтобы зритель ехал на нем чуть веселее.