22 августа на HBO Max (в России — на Амедиатеке) вышла первая серия «Дома дракона». Этот приквел к знаменитой «Игре престолов» основан на книге «Пламя и кровь» Джорджа Мартина. Оригинал представляет собой псевдоисторическую хронику (что-то вроде «Сильмариллиона» Толкина), а не полноценное художественное произведение. Так что у авторов экранизации была практически полная свобода в плане проработки персонажей и отдельных деталей сюжета.
Гораздо важнее то, что на создателей «Дома дракона» давит груз ответственности: с одной стороны, «Игра престолов» — один из самых популярных и обсуждаемых сериалов, с другой стороны, его последний сезон считается огромным провалом. То есть теперь авторам нужно восстановить «доброе имя» известного рассказа.
К счастью, продюсеры выбрали для разработки нового сценариста - Райан Кондал, известный по "Колониям", является шоураннером. А первую серию поставил знаменитый Мигель Сапочник, снявший «Битву бастардов» и «Ветры зимы» — одни из лучших серий «Игры престолов».
По старту сезона судить сложно, но похоже, что авторы выбрали верное направление. «Дом Дракона», конечно, часто ссылается на своего предшественника, но у этой серии совсем другая подача. Единственная проблема в том, что персонажи кажутся слишком холодными. Но, возможно, это будет исправлено позже.
В Dragon's House меньше персонажей и нелинейная структура
За 172 года до рождения Дейенерис правитель Семи Королевств Джейхейрис Таргариен, потерявший сыновей, выбирает себе преемника — внука Визериса (Пэдди Консидайн). Основное действие начинается на девятом году правления наследника. Теперь Визерис сам должен решить, кто займет трон после него.
Сыновья неизменно умирают при родах, поэтому ему приходится выбирать между братом Деймоном (Мэтт Смит) и дочерью Рейнирой (Милли Олкок). Традиционно править должен мужчина. Но Дэймон отличается крайней жестокостью и необузданным нравом.
Когда началась «Игра престолов», я смогла осилить начальную серию только с третьего раза: слишком быстро зрители познакомились с огромным количеством персонажей. «Дом Дракона» избавляет от этой спешки. Действие первого эпизода происходит всего в одной локации, а уже через час знакомят с главными героями, акцентируя внимание всего на трех Таргариенах. Мелькают и представители других домов, но о них, вероятно, расскажут позже.
Для галстука это, конечно, большой плюс. И можно не переживать, что сюжет будет застаиваться. Уже известно, что авторы выбрали несколько иной подход, чем у «Игры престолов».
Зрителей ждет прыжок во времени, и в будущем им покажут уже взрослую Рейниру (эту роль сыграет Эмма Д’Арси). И большой акцент будет сделан на ее соперничестве с бывшей девушкой Алисентой Хайтауэр (юную героиню играет Эмили Кэри, а взрослую — Оливия Кук).
То есть темп повествования и структура сериала совершенно другие, что делает его не очередным сезоном «Игры престолов», а отдельным произведением. И это всегда хорошо для новой истории.
«Дом Дракона» рассказывает об интригах и жестокости
Пожалуй, этими двумя словами проще всего описать «Игру престолов». И «Дом Дракона» наследует этот подход, но опять же смещает фокус. Если в знаменитом предшественнике речь шла в основном о противостоянии великих домов, то теперь основные интриги разворачиваются в более узком кругу наследников престола.
Поначалу их соперничество чаще происходит за столом, чем на поле боя. Хотя, наверняка, в будущем зрителей ждет немало батальных сцен. Но уже в первой серии показывают, что все персонажи неоднозначны, каждый преследует свои интересы. Хотя, тем не менее, герой Мэтта Смита сделан слишком уж гротескным злодеем. Но именно он отвечает за откровенность и жестокость, которые тоже когда-то прославили "Игру престолов". При своем первом появлении Деймон и его золотые плащи устраивают резню в городе. А потом еще и участвует в рыцарском турнире и развлекается в борделе.
Есть и другие тяжелые сцены. Но без спойлеров, просто будьте готовы, что новый сериал прекрасно подхватывает настроение предшественника: с детьми и особо впечатлительными друзьями «Дом дракона» лучше не смотреть.
Единственное, чего мне еще не хватало, так это живости персонажей. Смит хоть и прославился когда-то своей положительной ролью в «Докторе Кто», но всегда прекрасен в образе злодеев, Олкок играет доброго подростка, который еще не определился с приоритетами. Но все остальные выглядят холодными и отстраненными даже в эмоциональных сценах. Хорошо, если персонажи меняются дальше. Если они решат сделать свою сдержанность торговой маркой Таргариенов, смотреть на них может быть скучно.
Из первого эпизода видно, что «Дом дракона» — дорогой сериал
Возможно, сейчас об этом забыли, но на старте «Игра престолов» еще не была такой масштабной, какой ее помнят по финальным сезонам. А вот «Дом Дракона» сразу преподносится как очень дорогой проект. Отчасти этого требует сама основа сюжета: во времена расцвета дома Таргариенов у них было сразу девять драконов (в первой серии показаны только парочка). Так что спецэффекты здесь изначально на высоком уровне.
Авторы решили вложиться в актеров. Главные роли исполняют звезды не первой величины, но все же знакомые зрителю: Мэтт Смит, Пэдди Консидайн, Рис Иванс, Оливия Кук. Даже молодой актерский состав набирался не из новичков. Милли Алкок уже отлично поработала над «Пианино» с Тимом Минчином. А Эмили Кэри, похоже, следует судьбе Маккенны Грейс: она постоянно играет юные версии известных героинь. До этого были «Чудо-женщина» и «Расхитительница гробниц», а теперь есть приквел к «Игре престолов».
Украшения тоже не разочаровывают. Пока что показана всего пара локаций, но каждая из них проработана до мелочей и погружает зрителя в фэнтезийный мир Средневековья (хотелось бы верить, что мы не увидим кофейных чашек и пластиковые бутылки). Словом, сразу заметно, куда ушли заявленные 20 миллионов долларов за серию.
Да и Мигель Сапочник давно доказал свои режиссерские способности. Параллельный монтаж сцены рождения и рыцарского турнира — отличный способ за несколько минут представить порядок этого жестокого мира. Остается надеяться, что таких художественных приемов будет еще много.
Скорее всего, «Дом Дракона» не привлечет много новых поклонников. Несмотря на разное время действия и отдельный сюжет, он во многом опирается на то, что зритель заранее представляет себе правила этого мира.
В то же время армия поклонников или хотя бы просто зрителей Игры Престолов настолько огромна, что сериал хорошо продержится даже на былой славе. При этом он не паразитирует на идеях своего предшественника, а прекрасно их развивает, сохраняя лишь атмосферу.