23 ноября на Netflix состоялась премьера первого сезона «Среды». Шоураннерами проекта выступили Альфред Гоф и Майлз Миллиар, известные по работе над сериалом «Тайны Смолвиля». Режиссером первых четырех серий выступил Тим Бертон — он же стал одним из продюсеров проекта. В сериале снимались Дженна Ортега («Крик» 2022), Гвендолин Кристи («Игра престолов»), Кэтрин Зета-Джонс («Чикаго»), Луис Гусман («Траффик»).

Среду в очередной раз исключают из школы из-за покушения на убийство. Заботливые родители решают отправить ее в Nevermore, учебное заведение для подростков с экстрасенсорными способностями. Но возле школы происходят убийства, совершенные неизвестным существом. И Среда вынуждена не только привыкать к новым условиям жизни, но и расследовать ряд происшествий, которые могут быть связаны с прошлым ее семьи.

Неизменный дух оригинала

«Среда» не следует моде и не является переосмыслением старой франшизы. Наоборот, сериал максимально вытягивает из оригинала. Шутки о смерти, насмешки над жизнелюбием, социопатия - главный герой ведет себя точно так же, как и в любой другой экранизации. Но среда отнюдь не устарела: подросток-нонконформист актуален при любых внешних обстоятельствах.

Модернизация коснулась только техники. Когда героине предлагают завести социальные сети, она реагирует не только отказом, но и презрительной шуткой — для нее даже использование ноутбука кажется чем-то гнусным и неприятным. Однако это не мешает ей отступать от собственных принципов после нескольких сцен.

Конечно, главная героиня постоянно язвит в адрес своих родителей, но любвеобильна. «Семейка Аддамс» всегда сочетала в себе внешне противоречивые вещи: отрицая мораль, религиозность и жизнелюбие, герои всегда оставались образцовой семьей. «Среда» продолжает славную традицию.

Интересная героиня

Она подросток-максималист, и это гораздо более важная характеристика, чем наличие экстрасенсорных способностей. Среда носит только черное, ненавидит радостных сверстников, увлекается маньяками — вряд ли здесь есть что-то экстраординарное, любому подростку хочется выделиться на фоне сверстников. При этом сценаристам удалось сохранить баланс и не превратить девушку в набор стереотипов. У нее есть чувства, тревоги, страхи, она просто привыкла их скрывать. По мере развития сюжета героиня раскрывается и становится более сложной, чем это было принято во франшизе.

Динамичное повествование

С первой серии «Среда» задает высокий темп истории. Во многом это связано с сюжетом - детективная история накладывается на необычные обстоятельства, в которые попадает героиня. Постоянно появляются новые герои и проблемы, повсюду таятся мелкие угрозы, событий действительно много.

Высокий темп связан и с подходом к построению сцен. Например, в сериале практически нет длинных сцен, они довольно быстро меняются. Как только диалог исчерпает себя, тут же начинается следующий, а если и начинается драка, то без долгой подготовки — все это монтируется почти без перерывов. Получается очень концентрированный поток событий.

Веселые шутки

В сериале присутствует черный юмор. Основная тема — смерть. Также регулярно мелькают уколы в сторону религии, любви к жизни, человеческих отношений. При этом шутки сложно назвать злыми, не стоит ожидать чего-то сверхаморального и эпатажного.

Если первые полчаса сериала вызывают восторг, можно смело смотреть до конца. Но если неприятие охватило вначале, то последующие эпизоды ничего не изменят.

Маленький Бертон

Наличие Тима Бертона в списке сценаристов могло повысить ожидания от среды. Стоит признать, что гениального визуального ряда нет — он хорош, но без излишеств. Компьютерная графика просто посредственная. Красивые кадры появляются регулярно, но они так быстро сменяются вполне бытовыми ракурсами, что их вряд ли можно назвать особенностью сериала.

Если не знать, что в проекте был задействован Тим Бертон, то и догадаться о его участии было бы невозможно. Это не значит, что сериал плохой, просто не ждите от него чего-то "бертоновского". Но если подходить к просмотру без ожидания шедевра, то и сериал не разочарует.

«Среда» обязательно понравится поклонникам франшизы «Семейка Аддамс». Авторам удалось не только сохранить традиции оригинала, но и раскрыть одного из второстепенных персонажей, поэтому история получилась свежей. Классический юмор и высокий темп повествования делают сериал отличным развлечением на пару вечеров. Главное не обращать внимания на Тима Бёртона в титрах, его влияние было не самым большим.