13 декабря состоялась премьера трагикомедии «Банши Инишерина». Новый фильм Мартина МакДонаха смело может претендовать на звание лучшей картины в его фильмографии.
Banshee of Inisherina) — четвёртый полнометражный фильм Мартина МакДонаха. Удивительно, но только сейчас он поставил картину в Ирландии - как и в большинстве своих пьес. МакДонах отвечает за сценарий, режиссирует. Он также выступил в качестве продюсера фильма.
МакДонах собрал знакомую команду — оператор Бен Дэвис работает с ним со времен фильма «Семь психопатов», а композитор Картер Беруэлл писал музыку ко всем фильмам режиссера. В главных ролях Колин Фаррелл и Брендан Глисон, дуэт из фильма «Низкий уровень в Брюгге», наконец, воссоединился. Также в фильме снимаются Керри Кондон («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), Барри Кеоган («Убийство священного оленя»), Гэри Лайдон («Голгофа»)
Действие картины происходит в 1920-х годах в ирландской деревне, расположенной на острове. Падраик обнаруживает, что его лучший друг Колм избегает его. Пытаясь понять, что произошло, он доводит своего товарища до эмоций. Колм объясняет, что ему больше не нравится Палдрейк и он не хочет с ним дружить. После того, как Падрайк несколько раз пытается наладить отношения, Колм обещает, что отрежет себе пальцы за каждый их разговор. Учитывая, что в маленькой островной деревушке больше не с кем дружить, Падрайк начинает грустить, но не прекращает попыток вернуть друга.
Самые яркие персонажи
Мартин МакДонах — большой мастер описания и раскрытия персонажа за минимальное количество времени, не используя для этого флешбеки или закадровый голос. Несколько строк и пара действий сразу объясняют, кто герой. Поэтому к десятой минуте зритель очень хорошо знает персонажей и начинает им сопереживать. «Банши из Инишерина» — еще одна россыпь ярких героев.
Кто такой Падрайк и какой образ жизни он ведет, становится понятно с первой минуты фильма. Это простой деревенский парень, довольный своим образом жизни. Молоко продавать, ослика нянчить, пить пиво в баре - для счастья ему нужно только общение с другом и сестрой.
Колм — старый музыкант, который в отчаянии. Он не видит смысла в жизни и ждет смерти. Разговоры с лучшим другом стали казаться ему пустой тратой времени. Колм не злой, но высокомерный. Например, он хвастливо заявляет, что хочет писать музыку, которая будет жить вечно — как музыка Моцарта.
Второстепенные персонажи в фильме великолепны. Шивон, сестра Падраика, одинокая женщина, живущая чтением книг. Все считают ее странной, потому что она не замужем, и никто не предлагает ей выйти замуж, потому что считает ее странной. Падре, местный милиционер, избивает своего сына, и главное событие для него - это приглашение на казнь - он счастлив, потому что ему заплатят и даже накормят, но он не понимает, кого придется казнить, потому что он запутался в газетных сообщениях.
Странная мужская дружба
О мужской дружбе снято много фильмов, но вряд ли кто-то подходил к этому вопросу так же, как МакДонах, - немного по-детски и наивно. Если вы можете перестать любить человека, можно ли его «разфрендить»? Именно это и происходит с Колмом, который превращает конец дружбы в конец романтических отношений.
Еще вчера он проводил время с Падрайком, но вдруг понял, что тот ему больше не нравится. Падрайк не знает, как на это реагировать. В конце концов, дружба обычно так не заканчивается, и он просто такой «нормальный», он не умеет принимать решения в новой обстановке.
Классический юмор
В фильмах Мартина МакДона практически нет смешных моментов, не связанных с болью. «Банши Инишерина» следует этому правилу, но примерно после середины картины юмора становится все меньше и меньше — на первый план выходит трагедия несчастных людей, даже если ситуация остается абсурдной.
Но к тому времени зритель уже знает, что фургоны с хлебом часто наезжают на людей, а полицейский не любит, когда его беспокоят после мастурбации — все в духе коровы, которую обманули в фильме «Шесть выстрелов».
Возможно, давние поклонники Макдонаха и могут догадаться, в какой момент будет смешно и где спрятаны ситуации, которые потом послужат подставой, но от этого они не становятся хуже.
Идеальное закрытое пространство
МакДонаху удалось показать островную деревню как замкнутое пространство, отделенное от мира. То, что происходит на материке, слышно, но для местных безумно далеко. Они знают, что идет гражданская война, и слышат это, но при этом совершенно не хотят разбираться, кто за что воюет.
Гораздо больше жителей интересуются новостями. Точнее, Новости - с большой буквы.
"Любые новости?" это не просто вопрос, а гигантская просьба. Селяне каждый день видят одно и то же, но очень хотят послушать хоть что-нибудь интересное. Кто кого обманул, где произошла драка, покончил ли кто-то с собой — любая информация становится ценной, ее передают и обсуждают как событие века.
Продавщица мяса, через которую в село приходят письма, все знает, потому что вскрывает все конверты. Но она допрашивает каждого посетителя дополнительно.
«Ты никогда ничего мне не рассказываешь», — с ненавистью говорит она Шивон.
Этот набор сплетен, в котором фигурирует абсолютно каждый житель, оказывается самодостаточным миром, гораздо более ярким и красочным, чем далекий материк.
Он же приводит Колма, чувствующего себя великим музыкантом, в тоску - ему все знакомо, а потому скучно. Впрочем, сам он считает, что Моцарт жил в 17 веке, так что даже местный интеллигент не очень образован. За Инишерином есть мир, но он недостаточно изучен.
Ожидаемая смерть
Картина начинается как абсурдная комедия, но с каждой минутой шуток становится все меньше. Внешне забавные герои живут в отчаянии, любые лишения заставляют лишний раз убедиться, что все бессмысленно, есть только смерть, которая придет однажды.
Тема смерти является едва ли не центральной во всем творчестве Мартина МакДонаха, особенно в его кинематографическом воплощении. Смерть ребенка в «Шесть выстрелов», внешняя угроза со стороны преступников в «Низко в Брюгге» и «Семи психопатах», случайное убийство в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури» — везде гибель людей определяла ход событий. действия персонажей.
В Banshee of Inisherin персонажей убивать никто не собирается (хотя на их стороне идет война), но они сами хотят умереть. Это самая несчастливая картина МакДонаха — выхода из сложившейся ситуации в принципе нет, только переживания, отчаяние, тревога. Сразу выясняется, что истории обычных людей, думающих о смерти, всегда страшнее историй об убийцах. А «Банши из Инишерина» легко пугает зрителя.
Несмотря на то, что Мартин МакДонах использовал довольно много элементов из своих прошлых фильмов (вплоть до актерского дуэта), картина получилась оригинальной. Банши из Инишерины, пожалуй, лучший фильм Мартина МакДонаха. Кстати, банши — это феи из ирландского фольклора, появление которых свидетельствует о приближении смерти. Это может случиться, даже если вы попадете под хлебный фургон, что не редкость.