София Коппола заслуженно считается одним из главных американских режиссеров поколения. В ее фильмографии есть как признанные шедевры («Трудности перевода»), так и фильм, собравший нелестные отзывы («Элитное общество»). Но все эти работы объединяет одно - оригинальный почерк, который сложно спутать с чем-то другим.

С чего начинала София Коппола

София Коппола родилась в известной артистической семье. Ее отец — великий Фрэнсис Форд Коппола, один из главных режиссеров второй половины 20 века. А брат Роман работал в разных сферах кинопроизводства. София, едва родившаяся в 1971 году, уже дебютировала в кино в роли младенца на крестинах в фильме "Крестный отец". В детстве она могла прийти на съемочную площадку к отцу, когда захочет.

По иронии судьбы, покровительство знаменитого папы вовсе не способствовало раскрытию талантов Софьи, а даже мешало. Фрэнсис Форд, например, добавил свою любимую дочь вместо вышедшей на пенсию Вайноны Райдер в своем последнем фильме о семье Дона Корлеоне. Но критики нещадно громили девушку, и на этом, в общем-то, и закончилась ее актерская карьера.

Но неудача побудила Копполу попробовать себя по ту сторону камеры, и тогда ее талант оказался неоспоримым. Когда София выпустила The Virgin Suicides в 1999 году, ей было всего 28 лет. Фильм оказался настолько хорош, что Коппола-младшая сразу зарекомендовала себя как самостоятельная творческая единица.

Что отличает стиль Софии Копполы

Уточненные цвета

Фильмы Софии Копполы всегда безошибочно узнаваемы благодаря особой эстетике нежности, пастельных тонов и приятных полутонов. В первую очередь это относится к ранним работам кинематографиста. Своего апогея торговая марка «конфеты» достигает в «Марии-Антуанетте» (2006), где атмосфера буквально напоминает одну большую кондитерскую.

Кадр из фильма «Трудности перевода»

Кадр из фильма "Девственницы-самоубийцы"

Кадр из фильма "Девственницы-самоубийцы"

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Акцент на мелких интимных деталях

София славится своей дотошностью к деталям. Так, в «Девственницах-самоубийцах» режиссер подробно показала жизнь девушек, живущих в сонном американском пригороде, а в «Марии-Антуанетте» скрупулезно воссоздала роскошь Версальского дворца. Этот прием позволяет зрителю почувствовать себя ближе к персонажу.

Интимность подхода Копполы также очевидна, например, в сценах в ванной, которые можно увидеть почти в каждой секунде ее фильмов. Это еще один тонкий ход, призванный передать хрупкость и уязвимость героев.

Кадр из фильма "Девственницы-самоубийцы"

Кадр из фильма "Девственницы-самоубийцы"

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма "Девственницы-самоубийцы"

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Дискомфорт для персонажей

Почти всех персонажей произведений Копполы объединяет то, что они связаны какими-то непреодолимыми обстоятельствами: тесной одеждой, обязательствами перед близкими, моралью или этикетом. Например, в «Трудностях перевода» персонажи Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон прибывают в незнакомую страну, где даже такие простые действия, как прием пищи или душ, сопряжены с дискомфортом.

Маленькие девочки из «Девственниц-самоубийц» буквально заперты дома под присмотром строгой матери. Существование воспитанников в «Роковом искушении» ограничено забором их пансионата. А Мария-Антуанетта в одноименном фильме днем и ночью находится на глазах у окружающих и, за редким исключением, никогда не остается наедине с собой.

Кадр из фильма «Трудности перевода»

Кадр из фильма "Девственницы-самоубийцы"

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Постоянные повторы

Герои Копполы часто оказываются заложниками одной и той же жизненной ситуации, которая повторяется изо дня в день. Например, героиня Кирстен Данст в «Марии-Антуанетте» завтракает в роскошном зале Версаля, обреченно поглядывая на мужа. Или актер Джонни Марко из фильма «Где-то» время от времени вызывает танцоров гоу-гоу — меняются только их наряды. Этот простой прием позволяет очень точно передать монотонность существования персонажей, всю бессмысленность и пустоту, которая их окружает.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма "Где-то"

Кадр из фильма "Где-то"

Сценические съемки

Из фильма в фильм София использует одни и те же узнаваемые визуальные мотивы, помогающие ей превратить реальный мир в подобие сна. Среди них двойная экспозиция, отражения в стекле, хорошо улавливаемый солнечный свет, вездесущие блики. Коппола тоже обычно снимает в высоком ключе. Это способ построения световой схемы, при котором на изображении почти нет теней, поэтому кадр получается особенно лиричным, наполненным мягким светом.

Кадр из фильма «Трудности перевода»

Кадр из фильма «Трудности перевода»

Кадр из фильма «Трудности перевода»

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма «Трудности перевода»

Каковы еще уникальные особенности творчества Софии Копполы

Архитектура, дизайн и мода как полноправные герои фильма

Изначально София вообще не собиралась быть режиссером, а планировала работать в фэшн-индустрии. И влияние этой части личности Копполы заметно практически во всех ее лентах. «Элитное общество» упивается глянцевой, вульгарной эстетикой 2000-х, «Девственницы-самоубийцы» прославляют атрибуты классического стиля 70-х, а туфли для «Марии-Антуанетты» были разработаны обувным гением Маноло Блаником. И это лишь несколько примеров.

Кстати, Коппола периодически снимает рекламные ролики известных брендов. Так, ее авторству принадлежит реклама духов Miss Dior и духов Daisy Марка Джейкобса, а также мини-фильм в честь коллаборации H&M и Marni.

Не меньше внимания, чем одежде героев, София уделяет среде, в которой они находятся. Например, дом сестер Лисбон в «Девственницах-самоубийцах» и особняк Марты Фартсворт в «Роковом искушении» на самом деле являются полноправными участниками событий. Будь то эстетика отеля в «Трудностях перевода» и «Где-то» или помпезный Версаль в «Марии-Антуанетте», миры, созданные Копполой, заставляют вас хотеть исследовать их, не теряя ни секунды.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма «Роковое влечение»

Кадр из фильма "Элитное общество"

Загадочность и недосказанность

Почти все произведения Софьи объединяет некая недоговоренность. Например, режиссер намеренно не показывает, чем закончилась короткая жизнь Марии-Антуанетты. И люди не устанут гадать, что шепнул Билл Мюррей на ухо Скарлетт Йоханссон в конце «Трудностей перевода» (откроем вам секрет: на самом деле этого не знает даже сама режиссер).

Дело в том, что по отношению к своим персонажам Коппола всегда выступает сторонним наблюдателем. Мы видим людей и их действия, но не понимаем мотивов. Мы не знаем, какие мысли и желания на самом деле движут героями, но можем только строить догадки.

Шугейз и саундтрек в стиле пост-панк

София — большая поклонница пост-панка и шугейза. Ее любовь наиболее ярко проявилась в «Трудностях перевода», где за саундтрек отвечал Кевин Шилдс, лидер культовой группы My Bloody Valentine.

Эта команда прославилась как пионер шугейза. Суть этого жанра заключается в создании так называемой стены звука. На выходе получается грубая и шумная, но в то же время, как ни парадоксально, мечтательная и нежная музыка. И этот звук за счет контраста прекрасно сочетается с воздушным видеорядом Копполы.

В этой же ленте можно услышать гламурных авангардистов Roxy Music и одну из композиций The Jesus and Mary Chain. Последних часто называют предшественниками шугейза.

Напоследок стоит добавить, что муж Софьи, Томас Марс, вокалист французской инди-группы Phoenix, регулярно снимается в ее фильмах, а для «Где-то» он записал целый саундтрек.

Какие темы София Коппола поднимает в своих фильмах

Мотив одиночества

Практически все картины Софии Копполы объединяет тема непередаваемой тоски. При этом те персонажи, у которых, в общем-то, все есть, обычно страдают от этого больше всего. Таким образом, режиссер пытается осмыслить ее детское одиночество и отчужденность. Ведь все свои ранние годы она провела, можно сказать, в золотой клетке.

Чтобы подчеркнуть замкнутость своих персонажей, Коппола прибегает к самым разным приемам. Например, визуально отделяет их от других людей. Либо размещает персонажей на непропорциональных пространствах, по сравнению с которыми они выглядят очень крошечными и незначительными.

Одинокая фигура Кирстен Данст на фоне бескрайних просторов дворца. Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

София Коппола визуально подчеркивает одиночество персонажа Скарлетт Йоханссон, отделяя его от остальных. Кадр из фильма «Трудности перевода»

В фокусе героиня Скарлетт Йоханссон, остальные персонажи нет. Кадр из фильма «Трудности перевода»

Женский образ

Часто в центре истории Копполы находится закрытая женская группа («Девственницы-самоубийцы», «Роковое искушение») или просто молодые девушки ангельской внешности («Элитное общество»). Но в то же время невинность героинь чаще всего обманчива и ближе к финалу превращается в нечто нездоровое или пугающее.

Кадр из фильма «Роковое влечение»

Кадр из фильма "Девственницы-самоубийцы"

Кадр из фильма "Элитное общество"

Отношения отца и дочери

Пару картин в фильмографии Копполы в какой-то степени можно назвать автобиографическими. Самый наглядный пример — лента «Где-то». В ее главной героине безошибочно угадывается сама София, вынужденная делить любимого человека с поклонниками и папарацци и постоянно жить в отелях между престижными фестивалями.

Отцовская фигура появляется в полнометражном фильме «Последняя капля». Более того, Билл Мюррей в этом фильме даже завязывает шарф в точности как Фрэнсис Форд Коппола.

Кадр из фильма «Последняя капля»

Кадр из фильма "Где-то"

Какие фильмы Софии Копполы стоит посмотреть

1. Девственницы-самоубийцы

Девственницы-самоубийцы

  • США, 1999
  • Драма, мелодрама
  • Продолжительность: 97 минут
  • IMDb: 7,2

Группа из четырех парней вспоминает девушку-соседку, с которой много лет назад случилось что-то ужасное. Во-первых, младшая из пяти дочерей Лиссабона, Сесилия, выбрасывается из окна. После ее смерти 14-летняя Люкс влюбляется в главного школьного красавца, и это приводит семью к еще большим проблемам.

Дебют «Девственницы-самоубийцы» по одноименному роману Джеффри Евгенидиса мгновенно обратил внимание зрителей и критиков на Софию, а также определил ее дальнейший творческий путь. Здесь во всей красе проявился почерк Копполы: мир где-то на грани сна и реальности, словно нарисованный акварелью, меланхоличный саундтрек и отстраненная позиция автора, нарочито не заглядывающего в головы своим персонажи.

«Девственницы-самоубийцы» в равной степени трагичны и очаровательны. Сам фильм очень легкий, хотя и затрагивает темные темы, в том числе подростковое самоубийство, религиозную одержимость и насилие в семье.

2. Трудности перевода

Утрачено при переводе

  • США, Япония, 2003
  • Драма, мелодрама.
  • Продолжительность: 102 минуты.
  • IMDb: 7,7.
  • < /ул>

    Немолодой актер Боб Харрис и студентка Шарлотта одновременно оказываются в незнакомом городе - Токио. Они случайно встречаются в отеле и проводят вместе самое короткое, но самое захватывающее время в своей жизни.

    Настоящим прорывом для Софии стал ее второй полнометражный фильм. Картина получила «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» и собрала целую кучу других наград на различных фестивалях.

    «Трудности перевода» относится к фильму, в котором с точки зрения сюжета мало что происходит. Но в то же время для героев Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон меняется почти все. Оба персонажа переживают кризисы: у одного средний возраст, у другого начало взрослой жизни. Казалось бы, встретившись, они должны обрести счастье, но София Коппола обманывает наши ожидания и вместо истории любви рассказывает историю обреченного романа.

    Примечательно, что Коппола начала писать «Трудности перевода», когда рассталась со своим первым мужем Спайком Джонсом (именно он стал прототипом мужа Шарлотты). Примерно в то же время он начал работу над своим дебютным альбомом «Her». Так что эти две работы можно считать неофициальной дилогией об одиночестве.

    3. Мария-Антуанетта

    Мария Антуанетта

    • США, Франция, Япония, 2006 г.
    • Биографическая драма
    • Продолжительность: 123 минуты
    • IMDb: 6.5.

    Мария Антония, младшая дочь императрицы Австрии, замужем за будущим королем Людовиком XVI. Так девушка становится французским дофином Марией-Антуанеттой, а позже и королевой. Проблема в том, что ее брак с Людовиком какое-то время остается бездетным, а потом правительница находит утешение в гедонизме и расточительности. Но за слишком роскошный образ жизни ей придется дорого заплатить.

    Сразу после «Девственниц-самоубийц» София Коппола решила снять биографию Марии-Антуанетты, одной из самых противоречивых исторических личностей, но решила действовать необычно. Режиссер сознательно отказался читать классическую биографию Стефана Цвейга и предпочел более интимное и чувственное исследование Антонии Фрейзер.

    Кирстен Данст, с которой она уже работала в «Девственницах-самоубийцах», снова позвала Копполу на главную роль. Есть даже определенная связь между образами, которые актриса воплотила в этих двух фильмах. На обеих картинах речь идет о девушках — жертвах собственной красоты. Все восхищаются героинями, но никто их не понимает.

    Режиссер смотрит на события прошлого через призму настоящего. Роскошные туалеты 18 века окрашены в нетипичные для той эпохи яркие цвета. В одной из сцен мимоходом появляются кроссовки Converse. А на балах веселятся под музыку в стиле нью-вейв и пост-панк: Siouxsie and the Banshees, Bow Wow Wow и The Cure.

    Такие нарочитые анахронизмы необходимы зрителю, чтобы он стал ближе к переживаниям героини, которая теряется не только в самой себе, но и во времени. Ведь современные конверсы ей подходят гораздо больше, чем туфли эпохи рококо.

    Посмотреть в iTunes →

    4. Где-то

    Где-то

    • США, 2010
    • Комедия, драма
    • Продолжительность: 99 минут
    • IMDb: 6,3

    Голливудский актер Джонни Марко ведет разгульный и довольно бессмысленный образ жизни. Но когда бывшая жена оставляет 11-летнюю дочь на его попечение на пару недель, общение с девушкой помогает лучше понять себя.

    Критики восприняли ленту настороженно, а рядовые зрители вообще ничего не поняли. Этот фильм действительно неоднозначный. При всей своей тонкости и проникновенности «Где-то» можно рекомендовать только самым преданным поклонникам Софии Копполы. Или тех, кто искренне любит медитативное, спокойное кино без сюжета и видимого конфликта.

    5. элитное общество

    Элитное общество

    • 2013 США, Великобритания, Япония, Германия, Франция
    • Криминальная драма
    • Продолжительность: 87 минут
    • IMDb: 5,6.

    Марка переводят в новую школу, но там у него складываются отношения только с девушкой по имени Ребекка. Однажды от скуки она предлагает парню обыскать чужие машины в поисках ценностей, а потом еще и полазить по домам соседей. Ребятам все сходит с рук, но их аппетиты растут, и тогда герои решают осмотреть особняки голливудских звезд.

    В следующей работе Коппола взялся за новый жанр социальной сатиры. Сюжет основан на статье из журнала Vanity Fair, в которой рассказывается о подростках, которые дерзко грабили виллы знаменитостей и в итоге попались властям.

    При этом София остается верна себе. Она не смотрит свысока, никого не осуждает и не морализирует. Но в то же время он рисует портрет поколения, поражающего своей точностью: ленивых, невежественных потребителей, убежденных, что по умолчанию они имеют право на роскошную жизнь, ради которой они и пальцем на палец не пошевелили.

    Посмотреть в iTunes →

    6. Смертельное искушение

    Обманутый

    • США, 2017
    • Драма, мелодрама, триллер
    • Продолжительность: 93 минуты
    • IMDb: 6.3.
    • Юг Америки, 1864 г. В разгар Гражданской войны. Раненый в ногу капрал армии Севера Джон Макберни попадает в пансионат для барышень, где остаются только хозяйка, молодая учительница и несколько воспитанниц. Дамы сначала против появления в их монастыре незнакомца, но постепенно в них просыпается недвусмысленный интерес к гостю.

      Шестой полнометражный фильм принес Софии главный приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. За основу режиссер взял роман Томаса Куллинана «Обманутые». Эту книгу впервые экранизировал Дон Сигел в 1971 году, а главную роль тогда сыграл неподражаемый Клинт Иствуд.

      В новой экранизации акцент полностью сместился с главного героя (Иствуда здесь заменил не менее харизматичный Колин Фаррелл) на окружающих его женщин. В ролях Кирстен Данст, Эль Фаннинг и Николь Кидман. В «Роковом искушении» картина обманчива как никогда. А вместо костюмированной мелодрамы зрителей ждет настоящий готический хоррор – тягучий, жуткий и крайне неудобный, но при этом завораживающе красивый.

      Посмотреть в iTunes →

      7. Последняя капля

      На мели

      • США 2020
      • Драма, комедия, детектив
      • Продолжительность: 96 минут
      • IMDb: 6,5.

      Успешная писательница Лаура подозревает мужа в неверности. Пожилой ловелас Феликс приходит на помощь своей дочери, которая однажды сама пошла налево от жены. Он уверен, что характер мужчины не позволяет ему хранить верность в браке. Отец предлагает девушке следовать за мужем, чтобы поймать его на месте преступления.

      «Последнюю каплю» (в оригинале On the Rocks, что можно перевести и как «на льду», и как «семейные неурядицы») София сняла специально для сервиса Apple TV+ . На первый взгляд, этот фильм не совсем соответствует другим работам Копполы, но не стоит его недооценивать. Это предельно искренняя и интеллигентная история о двух разных поколениях, мастерски сыгранная Рашидой Джонс и Биллом Мюрреем, в которой легко узнать и саму Софию, и ее отца.

      Смотреть на Apple TV+ →